Будет справедливым заметить, что несмотря на самосознание и национальный колорит, снимать кино корейцев научили всё-таки американцы. И труды лупоглазых янки не пропали даром: визуальная составляющая чосонских картин всегда вылизана, аж блестит. Монтаж, планы, ракурсы – всё направлено на усладу взора не только отечественного, но и зарубежного зрителя.

Тем удивительней кажется тот факт, что несмотря на все уроки американских учителей, корейцы снимают в своей, весьма примечательной манере. Пожалуй, самое очевидное – это неспособность чосонов слепить однозначно жанровый фильм. За примерами даже ходить далеко не надо: «Осатаневшая» ("Kim Bok-nam Salinsageonui Jeonmal@, 2010), заявленная брутальным слэшером, долго не выходит из бухты социальной драмы, прежде чем поднять паруса и взять курс на расчленёнку. «Жёлтое море» ("Hwanghae", 2010) также начинается с социальщины, а затем проворно надевает кровавую маску триллера, чтобы впоследствии слиться с остросюжетным боевиком. Даже затрапезный экшн «Шири» ("Swiri", 1999), повествующий о вечной для любого корейца теме «Север VS Юг», выливает на зрителя изрядную порцию настолько приторной драмы, что поневоле начинаешь перепроверять, а то ли ты включил.

И что самое интересное, подобное жонглирование жанрами и смещение акцентов не только не портит корейский кинематограф, а наоборот, заставляет ценить кино-историю много выше крепкой жанровой ленты с Запада. Аналогично обстоят дела и с сюжетными твистами...

Разговор о подаче сюжета очень кстати, раз сегодня у нас на очереди «Преследователь» за авторством мастера На Хон Чжина. Лёгкий синопсис:

Чун Хо раньше служил в сеульской опергруппе, но, не рассчитав с побочным заработком, был с позором уволен. Тогда он решил кардинально изменить стиль жизни, избрав карьеру сутенёра. Но и тут всё складывается не лучшим образом: в помощниках – непроходимая дубина, девочки канючат, работать приходится за троих... А тут и новая напасть: уже которая девочка сбегает от Чун Хо в неизвестном направлении, а за них, между прочим, было заплачено немалое количество вон! Наконец, фортуна улыбается протагонисту: все «сбежавшие» проститутки свой последний заказ отрабатывали у одного и того же клиента. Чун Хо, предположив, что у него банально крадут ночных бабочек для перепродажи, едет в район Манвон с целью вывести ублюдка на чистую воду. Но, как водится, всё не так просто...

То есть, на самом-то деле, вначале всё предельно просто: уже с первых минут зритель понимает, что вооот этот чувак, Йон Мин, и есть серийный убийца, а к 30-й минуте злодея привозят в полицейский участок, где он благополучно сознаётся в убийстве 9-ти, нет, 12-ти девушек. Сразу возникает нетривиальный вопрос: на чём же На Хон Чжин собирается строить оставшиеся полтора часа, дабы отработать заявленный хронометраж? И вот здесь уже вступает в полную силу патентованная корейская система твистов!

Вдаваться в сюжетные коллизии мы не будем – пусть каждый сам через это пройдёт, скажем лишь одно: для тех, кто не знаком с чосонским кинематографом, все сцены, связанные с деятельностью полиции, могут показаться откровенным фарсом. Зритель же поопытнее просто усмехнётся.

После просмотра кажется, что «Преследователь» запросто делает то, что не всегда удаётся западным коллегам: держать зрителя у экрана вплоть до финальных титров, не скатываясь в тянучку, банальности и копирование. В то же время вылизанная картинка не вступает в конфликт с драматичностью, а насилие на экране не мешает серьёзному развитию персонажей. Если бы хоть один из этих элементов провалился, то фильм немедленно бы расползся и превратился в жировоск. Но у На Хон Чжина такого не происходит. Если это погоня, то она выматывает как её участников, так и самого зрителя (а погоню, кстати, снимали аж 7 дней). Если это кровь, то красивая, художественная, практически поэтичная, и не просто "bloodshed", а с беспощадным месседжом. И всё это – драма, триллер, социальщина – не в статике, а в движении, в процессе, словно единый организм... Красота!

Идеи режиссёра блестяще реализуют Ким Юн Сок, показавший полную палитру эмоций плюс несколько слоёв развития Чун Хо и Ха Чон Ву, чей антагонист ещё более реальный и жуткий, чем даже Кунио Мамия из «Исцеления» Куросавы. Тут даже комментировать особо нечего: просто очень здорово исполнили!

Да и остальные члены съёмочной группы дурака не валяли: у оператора Ли Сон Чже (Sung-je Lee) очень интересная подача, композитор Чхве Ён Рок (Yong-rock Choi) написал максимально соответствующую видеоряду музыку, а Ким Сун Мин (Sun-min Kim) даже получил премию AFA (азиатский «Оскар») за лучший монтаж...

Что до критики, то тут в восторге остались все. Чосоны традиционно любят и ценят свой кинематограф, да и американцы не скупились на комплименты: кто-то называл это классикой (почему-то) полицейского триллера, другие уповали на то, что это один из лучших фильмов про серийных убийц, но большинство сходилось в том, что «Chaser» - невероятно напряжённое, безумное и одновременно красивое кино.

И тут даже не хочется спорить с большинством. «Преследователь» действительно вышел мощным, захватывающим, красивым и депрессивным триллером с минимумом так любимого корейцами гипернатурализма (привет, «Я видел Дьявола»), но с отличными твистами, увлекательнейшим развитием протагониста и одним из самых ярких антагонистов современности.