Однажды детки в американском летнем лагере (так и подмывает написать "пионерлагере" ;)) сыграли злую штуку с нелюбимым ими садовником, которая привела к неожиданным последствиям - человек сгорел заживо. Но не до конца :) Выйдя через пять лет из больнички, обгоревший до неузнаваемости "Кропси" (так прозвали его детки за большие садовые ножницы, которые он всегда носил с собой) решил поквитаться с пустоголовыми подростками, вернувшись на место своей бывшей работы. Но не официально, а "неофициально", хотя работал он снова любимыми ножницами, которые резали уже не траву и кустарник, а пальцы и головы...

Этот фильм имеет в Штатах славу культового, хотя вся его культовость связана исключительно с историей его создания, а никак не с качеством продукта, ведь "The Burning" стал первым фильмом MIRAMAX братьев Вайнштейнов, когда никто и предположить не мог, что эти толстые ребята поднимутся так высокого в Голливуде. Харви Вайнштейн (Harvey Weinstein) был автором истории, сценаристом и продюсером, в то время как его пухлый брат Боб (Bob Weinstein) значится соавтором сценария и "editorial consultant". Решив "наварить" на разразившемся буме слэшеров, ушлые братья Вайнштейны не стали особо заморачиваться с историей, которая банальна и предсказуема, зато переманили на свою сторону суперзвезду тогдашних спецэффектов, Тома Савини (Tom Savini), отказавшегося ради этого проекта от второй части "Пятницы".

Ведь в слэшере что главное? Эффектные кровавые убийства и молодые голые сиськи! За первое отвечал Савини, ну а второе охотно демонстрировали молоденькие старлетки, среди которых оказалось несколько будущих звезд. К примеру, оскароносная Холли Хантер (Holly Hunter), начавшая свою кинокарьеру с небольшой роли Софии (Sophie) в этом фильме, правда, без демонстрации сисек (не то чтобы очень прям хотелось, но оскаровская лауреатка все-таки, было бы интересно... ;)) и почти без слов. Свою успешную карьеру запустили этим опусом и некоторые парни, среди которых особенно преуспели комик Джейсон Александр (Jason Alexander) и тощий верзила Фишер Стивенс (Fisher Stevens), снявшийся в куче телевизионных- и кинофильмов. "Управлять процессом" поручили Тони Мэйлэму, который впоследствии отметился еще одним жанровым опусом "Split Second" (1992) с Рутгером Хауэром (Rutger Hauer), а за монтажным столом сидел будущий режиссер "Одного в Темноте" ("Alone in the Dark", 1982) и второго "Фредди" ("A Nightmare on Elm Street Part 2: Freddy's Revenge", 1985), Джэк Шолдер (Jack Sholder). Оба они, впрочем, поработали халтурно. Тони Мэйлэм умудрился сделать свой фильм абсолютно не страшным и довольно скучным (первые сорок минут в нем вообще мало что происходит!), а Джэк Шолдер проявил чудеса топорного монтажа, из рук вон плохо смонтировав эпизоды расправы с подростками. В результате его "усилий" вся работа Савини пошла насмарку, ибо сцены убийств получились спонтанны, хаотичны и ненатуральны, хотя спецэффекты маэстро в них, разумеется, как всегда на высоте. И были бы они еще "выше", если бы не Джэк с откровенной халтурой! Впрочем, даже в таком виде некоторые моменты фильма оказались для цензоров того времени "чересчур", и для получения R-рейтинга картину пришлось подрезать на сорок пять секунд, сократив, в основном, знаменитую сцену расправы на плоту. Кстати, именно в этой сцене Тони Мэйлем придумал неплохую визуальную фишку, которая, впрочем, погоды на общем фоне все-равно не сделала, оставшись в нем единственным ярким пятном. Ну еще, может, одна финальная "страшилка" хорошо сработала, благодаря своей неожиданности, но в общем и целом эту работу можно записать господину Мэйлэму в халтурку, которой он, судя по его фильмографии, никогда не брезговал :)

Впрочем, есть у этой ленты и свои плюсы. К примеру, хорошая игра актеров, некоторые из которых совсем не зря стали звездами. Или уже упоминавшиеся эффекты Савини, которого братья Вайнштейны "запрягли" делать весь пиар фильму :), но работу которого постфактум подпортили ножницы Шолдера. Ну и, разумеется, аккуратненькие сисочки кое-кого из девушек, вкупе с очаровательной небритостью вагины, - это тоже плюс, хотя и не большой, ибо сцен таких совсем не много :) По большому счету свой нынешний культовый статус фильм получил из-за создателей и того факта, что очень долго он не был легально доступен на видео. Во всяком случае в своей изначальной, непорезанной форме, и его "культовая репутация" росла благодаря "сарафанному радио", а не в связи с кинематографическими достоинствами, которых, скажем прямо, нет совсем. Однако это не мешает приобрести "The Burning" себе в коллекцию любителям слэшеров и им сочувствующим. Впрочем, только им, ибо для остальных категорий зрителей это совершенно проходная лента "на один просмотр"...