Артур Дэвис, более известный как "Mr. International Showman" в мире кинодистрибьюторов шестидесятых-семидесятых годов прошлого века был человеком предприимчивым и не лишенным авантюризма. Сын владельца кинотеатра во Флориде, Дэвис очень быстро открыл собственное дело, занявшись дистрибуцией европейских картин (в основном французских и итальянских) в наиболее развитых странах Азии. К середине семидесятых его компания занималась прокатом как минимум двадцати фильмов в год (к тому времени он импортировал уже и немецкие, британские и даже некоторые американские фильмы) в огромном азиатском регионе, и следующим логическим шагом для Артура стало открытие собственного кинопроизводства. Решив при производстве своих будущих "шедевров" особенно не тратиться, Дэвис обратил свой взгляд на феномен итальянского "shockumentary" фильма "Mondo Cane" (1962) и его последующих продолжений/имитаций (включая в свое время знаменитые "Лики Смерти"), которые собрали огромные суммы денег, показывая на экране "необычные" вещи (такие, как ритуалы и жертвоприношения примитивных народов, насилие над людьми и животными, различные операции, брутальные казни, сексуальные практики "народов мира" и все прочее в таком духе) и были очень популярны во всем мире вплоть до начала восьмидесятых. Выделив 750.000 долларов личных денег, Дэвис открыл производственный офис своей новой компании "Factual Reports" в Лондоне и приступил к съемкам картины, которая в конечном итоге вылилась в "Brutes And Savages".

Чтобы придать своему фильму "high class" лоск, Дэвис нанял для чтения пафосного текстового сопровождения британского актера Ричарда Джонсона (Richard Johnson), который обладал сильным и запоминающимся голосом. Джонсон некогда был известным театральным и киноактером в Англии, но к середине семидесятых его карьера катилась под гору, поэтому он принимал любые предложения о работе, а Дэвис даже не удосужился поместить его имя в титры своей картины! Что же касается музыкального сопровождения, то тут Дэвис не мог так запросто "кинуть" композитора, в роли которого выступил признанный гуру "mondo"-фильмов итальянец Риз Ортолани (Riz Ortolani), написавший в свое время музыку не только к "Mondo Cane", но и к большинству представителей "mondo" жанра. Его имя почетно идет в начальных титрах крупным шрифтом, и надо сказать, что его халтурный world-jazz-funk-rock саундтрэк как нельзя лучше подходит для такого мусора, коим является "Brutes And Savages" :)

Как это водится, у фильма нет никакой ярко выраженной четкой структуры, а зрителю просто показывают некие "чудеса света" в понимании Дэвиса. При этом буквально перед каждым сюжетом нам deadly serious говорят о том, что группе запрещали снимать, но они все равно засняли события "скрытыми камерами". При этом просто АБСОЛЮТНО ОЧЕВИДНО, что снималось все вполне обычным способом, со штатива (и очень редко когда с рук), нисколько не скрываясь, с крупными планами, сменой ракурсов и перебивками! :) Особенно в этом смысле порадовал сюжет про музей Ацтекского эротического искусства, где "по легенде" снимать категорически запрещено, но наши бравые "документалисты" пронесли скрытым образом камеры и из-под полы и в жуткой спешке засняли бессмертные эротические творения ацтеков. При этом перед зрителями заранее просят прощения за "низкое качество съемки", ибо было "недостаточно освещения" и все делалось второпях... И что же мы наблюдаем в сюжете? А в сюжете мы наблюдаем ОТЛИЧНОЕ освещение несколькими источниками света (судя по теням, как минимум тремя :)) и профессионально заснятые с многочисленных ракурсов и безо всякой спешки музейные экспонаты, которые не просто стоят на полочках, но нам их еще и вертят в разные стороны!

В начальных титрах этого фильма идет следующая "отмазка" - "All scenes whether actual or simulated represent actual truth." Вот то, что все показанное на экране "simulated" - в этом лично у меня нет никакого сомнения, ну а что касается "actual" - то это может относиться только к сценам "из жизни животных", и то - с большой натяжкой :) Когда беззастенчивое вранье подается с таким серьезным видом, то можно лишь поаплодировать создателям этого фильма, ибо нужно сильно постараться, чтобы сделать "документальную" ленту настолько очевидно топорно-постановочной :) Особенно в этом смысле порадовал самый первый сюжет про некое африканское племя и его ритуалы. Мало того, что "Африка" для этого сюжета явно снималась где-то на южном побережье Соединенных Штатов (Калифорния? %)), так еще и "женщины дикого племени", помимо выбритых подмышек и красного лака для ногтей на руках и ногах (!) под своими "набедренными повязками" НОСЯТ ЧЕРНЫЕ ТРУСИКИ!!! Вот уж действительно - "примитивные племена", жалко пустой коробки от прокладок "CareFree" в кадр случайно не попало :) Еще одна сцена, которая шокирует своим очевидным идиотизмом, также связана с "ритуалами" этого "племени". Вроде как чтобы мальчик стал мужчиной - ему нужно перейти вброд неширокую речку, кишащую крокодилами. И вроде бы как наша съемочная группа была приглашена на этот ритуал. Первый из троих парней перешел речку без проблем, но на второго напал крокодил... И этот момент надо видеть, чтобы в него поверить... ТАКОГО по своей убогости резинового крокодила я еще не видел нигде, и даже надувная кукла разумного крокодила из эпизода "Гостьи из будущего" выглядит по сравнению с этим как динозавры Спилберга! При этом постоянно идет переключение ракурсов с общего плана, на котором в мутной речной воде от псевдокрокодила "отбивается" "абориген", на планы крупные, где "крокодил" откусывает нечастному руки и ноги ЯВНО В БАССЕЙНЕ с кристально чистой и прозрачной водой! После такого эпизода у любого челюсть отвиснет, только не от ужаса, а от шока, что подобное можно показывать на полном серьезе :) Все остальные сюжеты сняты с подобной же долей "достоверности", и мы можем наблюдать бедность Латинской Америки, "секретные" заготовки коки, "примитивные" свадебные и религиозные ритуалы, "народные игры", открытую операцию на мозге (в аутентичности даже этих кадров у меня есть большие сомнения), многочисленные вставки "из жизни дикой природы" и ОЧЕНЬ много насилия над животными. Что в этом кино абсолютно точно настоящее - так это убийства животных, так что "зеленым" данный фильм смотреть не рекомендуется. Все остальное же - смехотворные постановки.

Снят фильм был в 1975-м году, но полностью доведен до ума лишь в 1977-м. Естественно, такого рода кино всегда было лакомым кусочком для цензоров, поэтому в большинстве стран мира фильм вышел в порезанном 92-х минутном виде. В Штатах же картина и вообще вышла на экраны немногочисленных "grindhouse cinemas" и драйв-инов лишь в 1982-м году, где прошла совершенно незамеченной. Но Артура Дэвиса это уже не волновало, ибо в 1980-м он продал свою дистрибьюторскую контору собственным же служащим и начал новую карьеру в торговле недвижимостью...

Как любопытный артефакт своего времени, картина безусловно интересна, но как фильм смотреть ее довольно тяжело, ибо лента слишком затянута и в ней практически нет действительно интересных моментов. Конечно, в хорошей компании за парой-тройкой упаковок пивка будет весьма весело смотреть "Brutes And Savages", смеясь над очевидным топорно-постановочным идиотизмом многих "документальных" моментов, ну и коллекционерам всяких редкостей наверняка будет интересно добавить фильм в свою коллекцию мусора. Для прочих же применений этот фильм не предназначен...