...Начальные титры появляются на фоне зловещих горгулий и химер, загадочно посеребренных лунным светом, и под звуки мрачного хорала... "Готика! - подумала я, - многообещающе!" Затем камера смещается, так что мы видим: жуткие создания - не что иное, как барельефы на здании, стоящем посреди рождественского Нью-Йорка. А в городе творится следующее...

Придя как-то раз домой с работы, медсестра Мэгги О'Коннор встречает в дверях свою младшую сестру-наркоманку Джену, которая с неделю назад дала жизнь Коди - вот этой девочке, завернутой в мокрые тряпки. Под шумок Джена тихонько смывается, оставив Коди на попечении старшей сестры. Их следующая встреча состоится через шесть лет.

Мэгги полюбила Коди всем сердцем, как только может полюбить одинокая женщина средних лет. Ее не смущает то, что у девочки легкая степень олигофрении и что порой она ведет себя так, словно слышит или видит то, чего нет. (А ведь Мэгги столько всего не знает! Коди и предметы взглядом перемещает, и мертвых птичек оживляет - разве что банки с водой еще пока заряжать не научилась.) Однако вскоре после шестого дня рождения девочки на мэггином горизонте вновь появляется ее сестра, на этот раз с мужем - директором крупной клиники, на которого молятся тысячи бывших наркоманов; одним словом, очень положительным молодым человеком. Они хотят забрать Коди себе, Мэгги, понятное дело, против, и тогда девочку у нее просто крадут. Обратившись в полицию, Мэгги знакомится с агентом ФБР Джоном Трэвисом, специализирующимся на ритуальных убийствах и прочих оккультных преступлениях. Вот тут-то и выясняется, что Коди родилась в один день с другими пропавшими детишками, и в канун Пасхи ее принесут в жертву Сатане. Теперь задача Мэгги - спасти девочку, пока не поздно.

О таких фильмах говорят: жвачка. То есть вроде бы вкусно, интересно и даже цепляет, но когда по окончании сеанса в зале зажигается свет, понимаешь - ничего не проглотил. Внешняя сторона картины - шикарна, внутренняя - пустышка. На сто процентов предсказуемый сюжет, мелковатые интрижки и картонные эмоции раздражают - но зато чудесно переливающиеся ангелы и волшебным образом загорающиеся свечи на церковном алтаре действительно впечатляют. Не ходите на этот фильм за новыми словами в религии и психологии, их там нет. Но зато в нем красивая музыка, продвинутая компьютерная графика и много чего совершается в последнюю секунду - Мэгги спасается из балансирующей на краю моста машины, она же уворачивается от поезда в метро, когда злобные сатанисты бросают ее на путь, да и ФБР подключается "как раз вовремя", чтобы всех плохих порешить, а хороших - спасти. Ну и под конец Мэгги вытаскивает из горящего храма свою непутевую сестру, и буквально за спинами у них обрушивается потолок. В общем, как и положено в остросюжетном фильме. Модные вспышечки и местами стильный "клиповый" монтаж - тоже sine qua non, в современном-то кинематографе. ("Sine qua non" означает "обязательное условие", а вот культовую "Thou Shalt Not Kill" (Не убий) наши талантливые переводчики почему-то обозвали "Ты не способна на убийство".)

Лично мне "Спаси и сохрани" напомнил "Изгоняющего дьявола" - та же сильная религиозная составляющая, тот же чудо-ребенок (только не мальчик, а девочка), те же странные персонажи, которые появляются из ниоткуда, чтобы помешать темным силам... Однако "Спаси и сохрани" все же похуже будет: фильм затянут, причем довольно ощутимо - то и дело попадаются эпизоды, которые можно было бы и выкинуть без ущерба для повествования, зато с пользой для динамики. Опять же непонятно, что в нем делает Кристина Риччи, появившаяся в двух эпизодах. (А на постере написано "Ким Бэсинджер, Джимми Смитс и Кристина Риччи"!) Больше похоже на камео. Еще один неприятный момент ожидал меня, когда Коди нарисовала портрет похищенного мальчика: совсем уж неприкрытая цитата из "Детей кукурузы". Зато сама девчушка мне очень понравилась - очень может быть, что именно так выглядела маленькая Бьорк - добрые блестящие глазки и блаженная (во всех смыслах) улыбка. Когда Шери, героине Кристины Риччи, отрезали голову и она выбыла из повествования, все мое внимание переключилось на Коди. На высоте также и саундтрэк, ведь Кристофер Янг, автор музыки к "Хэллрейзерам" и "Крюгерам" плохого не сочинит... Шикарные полчища крыс и черные стаи мутантских летучих мышей, появляющийся "под занавес" Сатана и уже "под САМЫЙ занавес" ангелы - все это очень красиво, но, увы, не ново. Как не новы и вопросы, задающиеся в "Спаси и сохрани", и получаемые на них ответы. В общем, оформление начальных титров не обмануло: загадочная ухмылка горгульи все время оборачивается детским кривляньем.