В канун Рождества студентки "сёстринства" Pi Kappa Sigma получают в своей общаге неприятные телефонные звонки от анонимного мужика, который говорил им извращенческие гадости в трубку или просто издавал стоны и пугающие вопли разными голосами. И все бы ничего, если бы звонками анонимный извращенец и ограничился, но вскоре он стал девушек одну за другой убивать...

Оригинальный сценарий канадца Роя Мура (Roy Moore) назывался "Stop Me" ("Останови Меня") и был вдохновлен "городской легендой" под названием "The Babysitter And The Man Upstairs" ("Няня и мужик наверху") и настоящей серией жестоких убийств, случившихся в сезон новогодних праздников в одном из районов Монреаля. Городская легенда, впрочем, тоже основывалась на реальных событиях, и в своем классическим варианте повествует о подрабатывавшей нянькой молодой девушке, которая уложила детей спать наверху, а сама засела смотреть телевизор внизу. Но вскоре в доме начал звонить телефон и мужской голос просил ее проверить детей. Проигнорировав первые звонки незнакомца, потом девушка забеспокоилась и позвонила в полицию, которая сказала ей, что вызовы исходят из того же дома, где она сейчас находится, и ей надо срочно выйти на улицу. Прибывшая вскоре полиция объяснила испуганной девушке, что мужик звонил ей с другого телефонного аппарата наверху после того, как убил спящих там детей.

Этот сюжет почти без изменений был перенесен в сценарий Мура, на который обратили внимание продюсеры Харви Шерман и Ричард Чоутен (Harvey Sherman, Richard Schouten), нанявшие "скрипт-доктора" и впоследствии успешного телевизионного режиссера Тимоти Бонда (Timothy Bond) чтобы он перенес действие в университетский кампус. А потом сценарий изменил еще раз и Боб Кларк, добавивший в него немного юмора и переписавший многие диалоги. Он же изменил и название на "Черное Рождество", увидев иронию в том, что "темные события" случаются в канун светлого праздника, и бился потом со студией за "амбивалентную" концовку, которая очень не понравилась американскому прокатчику, но которую он, в итоге, отстоял. В титрах, впрочем, единоличным автором сценария значится только Мур, что наверняка его впоследствии очень порадовало, когда пришло время получать жирный чек за голливудский ремейк этого фильма ;)

Боба Кларка, впрочем, с бюджетом в то время тоже не обидели, выделив 620 тысяч (около трех миллионов на сегодняшние деньги) американских долларов, на которые он смог пригласить в свой фильм вполне известных актеров. Например, осыпанную наградами за роль Джульетты в знаменитой картине Франко Дзеффирелли "Ромео и Джульетта" (Franco Zeffirelli's "Romeo and Juliet", 1968) Оливию Хасси, или импозантного Джона Саксона, сыгравшего очередного детектива. Да и экранный любовник Оливии, Кир Дулли, был тоже парнем видным, сыграв все в том же 1968-м году одну из главных ролей у Кубрика в его фантастической (во всех смыслах!) "Космической Одиссее 2001-го года" (Stanley Kubrick's "2001: A Space Odyssey").

С актерами, одним словом, у Боба Кларка все было в полном порядке, но этот фильм известен не благодаря им. А благодаря своему уникальному визуальному решению, которое впоследствии стало краеугольным камнем всех слэшеров, одним из прародителей которых "Черное Рождество", наравне с "A Bay of Blood" (1971) Марио Бавы (Mario Bava) и несколькими другими фильмами, по праву является. Решение это - "POV" (Point-of-View) камера, показывающая события "глазами убийцы". Сам концепт показа действия "от первого лица" к тому времени был не нов, и до этого использовался, например, в фильме 1960-го года "Peeping Tom", а так-же во многих классических "giallo", однако для "Черного Рождества" было специально сконструировано приспособление, которое закрепляло камеру на плече оператора Альберта Дунка (Albert J. Dunkа), высвобождая, тем самым, его руки, что позволило снять сумасшедшие по своей сложности для того времени кадры. Например, в начале фильма мы видим, как убийца "тусуется" за окнами общаги, после чего лезет по настенным деревянным конструкциям на третий этаж, залазит в открытое окно чердака и крушит развешанную там рухлядь. Все это показано одним кадром, и мы постоянно видим перед собой руки убийцы, что создает полную иллюзию "присутствия в его голове", которая для сегодняшних зрителей, вооруженных камерами GoPro, покажется обыденностью, но в то время это был реальный визуальный прорыв. Который через несколько лет взял на вооружение и популяризировал Джон Карпентер (John Carpenter) в своем независимом суперхите "Halloween" (1978), где он использовал уже более продвинутую технологию подобных съемок "steadicam", изобретенную в 1975-м году. "Хэлловин", кстати, изначально и задумывался как сиквел "Черного Рождества", которого Джон был большой фанат, но в итоге он решил сделать свой новый фильм "самостоятельным", и не прогадал, ибо и по сей день эта бесконечная, судя по всему, франшиза, служит для него неиссякаемой дойной коровой, из которой заслуженному старичку регулярно "льется зелень" в немалых количествах :)

Чем не мог похвастаться после выхода своего фильма Боб Кларк, ибо в прокате "Рождество" не заработало умопомрачительных денег, да и тогдашние критики восприняли фильм довольно прохладно. На что были вполне объективные причины, ибо лента, на самом деле, довольно скучна и явно затянута. Если отбросить ее визуальные и технические новшества, то в сухом остатке мы получим вялотекущую скучную историю с просчитываемой на десять шагов вперед "интригой" и немногочисленными малокровными убийствами, часть из которых вообще происходит за кадром. Это Боб Кларк публично оправдывал тем, что хотел снять не жестокий кровавый слэшер, а психологический триллер.

Чего явно не оценили тогдашние зрители, которые от ленты кипятком не писали, в отличие от более поздних слэшеров. Поэтому в прокате Канады и Штатов, где фильм вообще сначала назывался "Тихая Ночь, Злобная Ночь", он баснословных денег не собрал, но себя несколько раз окупил, принеся в итоге чуть больше четырех миллионов долларов "зелени", - около двадцати миллионов по нынешнему курсу, что сопоставимо со сборами провального ремейка, который при бюджете в девять миллионов собрал двадцать один с половиной. Культовая репутация и классический статус к этой ленте пришли гораздо позже, когда многие фанаты хоррора с ней ознакомились на видео, поняв, что "Черное Рождество" во многом было для жанра слэшеров первым, задав многие расхожие тренды. На "праздничные" названия, например, ведь после него в полку фильмов, действие которых происходило во время официальных или неофициальных праздников, прибыло пополнение в виде "Halloween" (1978), "Friday the 13th" (1980), "Prom Night" (1980), "Mother's Day" (1980), "Graduation Day" (1981), "My Bloody Valentine" (1981), "Silent Night, Deadly Night" (1984, еще один "рождественский" слэшер) и "April Fool's Day" (1986). Это навскидку, как минимум, потому что наверняка их гораздо больше.

Разумеется, став классикой, "Черное Рождество" не избежало и ремейка, вываленного MGM в канун Рождества 2006-го года на полторы тысячи экранов, с которых он собрал шестнадцать миллионов долларов, не войдя в свой первый уикенд даже в десятку американского бокс-офиса и получив разгромные рецензии от критиков и зрителей. Что очень расстроило Боба Кларка, который значился там исполнительным продюсером (то бишь просто получил денежный чек за свое участие в производстве оригинала ;)) и который после провала ремейка активно взялся за разработку "настоящего сиквела", где снова должны были сыграть своих постаревших персонажей Оливия Хасси и Джон Саксон. Однако его планам помешала смерть...

Являясь безусловной классикой и культом, а также фильмом, который напрямую повлиял на становление целого поджанра, "Черное Рождество" надо посмотреть ВСЕМ обязательно. Однако не ждите во время просмотра шедевра, и если бы не ее культовый и исторический статус, то справедливой оценкой ленты была бы жирная "тройка". Но так как исторические заслуги у "Черного Рождества" действительно очень серьезные и некоторые его аспекты в свое время были по-настоящему прорывными, то я ставлю картине "четыре". Так будет, как мне кажется, справедливо :)