Персонаж Бэтмэн впервые появился в изданиях DC Comics в мае 1939-го года, и очень быстро стал вторым по значимости супергероем, после Супермэна. Однако, в отличие от своего инопланетного конкурента, Бэтмэн не обладал сверхспособностями, что делало его намного более человечным и "реальным" в глазах читателя. И действительно, в то время как Супермэн применял исключительно свои сверхчеловеческие способности, Бэтмэну приходилось полагаться лишь на свой интеллект, детективные навыки, физическую выносливость, знание боевых искусств и всеразличные технологические штучки. Он не был инопланетянином или мутантом, а был, по сути дела, обычным человеком, посвятившим свою жизнь благородной цели - очистить родной Готэм от криминала. Изначально, персонаж был создан Бобом Кейном (Bob Kane) довольно мрачным, не смотря на свою "супергеройскость". Да и с чего бы ему не быть мрачным, когда родителей будущего Бэтмэна жестоко убили у него на глазах, а сам он вынужденно провел десять лет вдали от дома, оттачивая физические и духовные навыки для будущей борьбы со злом. Со временем, однако, этот персонаж все более и более менялся, в шестидесятых превратившись в откровенного комедианта в черных трусах...

С течением времени наш супергерой, некогда бывший одиночкой, собрал вокруг себя целый выводок "Batman wannabes", самым известным из которых стал Робин, получивший в начале девяностых собственную серию комиксов. Кстати говоря, именно из-за странных отношений между Бэтмэном, его верным слугой Альфредом и симпатичным молоденьким Робином, некоторые категории читателей усмотрели явные аллюзии на гомосексуализм, хотя создатели комиксов всеми силами пытались представить Бэтмэна в "правильном свете", подкладывая под него различных подружек ;) Как бы там ни было, но к началу восьмидесятых стало очевидным, что персонаж Бэтмэна уже окончательно выдохся, и о былой популярности не может идти и речи. В определенный момент DC даже думала "прикрыть лавочку", но персонажа спас гениальный безумец Фрэнк Миллер (Frank Miller), лимитированная серия которого "Batman: The Dark Knight Returns" в 1986-м году не просто стала коммерческим суперхитом, но и возродила интерес публики к "обновленному" Бэтмэну. В своих комиксах Миллер вернулся к "темному прошлому" Бэтмэна, к его истокам, чем и задал тон всех последующих историй о крылатом супергерое. Именно комиксы Миллера и вызванный ими резонанс наконец-то сдвинули с мертвой точки работу над крупнобюджетной киноадаптацией "Бэтмэна", которая, ни шатко ни валко, велась аж с 1980-го года. Надо сказать, что Бэтмэн однажды уже побывал как на широких экранах в виде полнометражного фильма ("Batman", 1966), так и на экранах "голубых", в виде нескольких телевизионных сериалов сороковых и шестидесятых годов. А интерес к новой экранизации возник после грандиозного успеха "Супермэна" Ричарда Доннера (Richard Donner's "Superman") в 1978-м году. Первый вариант сценария был написан одним из сценаристов "Супермэна", Томом Манкивичем (Tom Mankiewicz), в 1980-м, и рассказывал о приключениях Бэтмэна и Робина, сражавшихся против Джокера и Пингвина. Фильм хотели выпустить к 1985-му году с бюджетом в 20 миллионов, но оригинальные продюсеры от этого проекта отказались, и студия положила его на полку. Там идея крупнобюджетного фильма про Бэтмэна пролежала до 1985-го года, когда на горизонте появились новые продюсеры и молодой режиссер Тим Бартон, у которого только что вышел неожиданный хит "Pee-wee's Big Adventure" (1985). Бартон, которому совершенно не понравился сценарий Манкивича, написал тридцатистраничный тритмент (treatment - предварительная, базовая версия сценария), который одобрили как продюсеры, так и студия, после чего этот тритмент был передан Сэму Хэмму (Sam Hamm) для написания полноценного сценария. В течение следующих трех лет сценарий дорабатывался и перерабатывался, а студия терпеливо ждала финансовых результатов второго полнометражного фильма Бартона, "Beetlejuice" (1988), и как только стало очевидным, что кассовые сборы готической черной комедии намного превысят ее пятнадцатимиллионый бюджет, Warner Brothers наконец-то зажгла зеленый свет и для "Бэтмэна"...

Получив на руки довольный скромный по нынешним временам бюджет в тридцать пять миллионов долларов, Тим Бартон отправился подальше от студийных функционеров, в Англию, на знаменитую Pinewood Studios, отстраивать свой Gotham City. Так как в фильме решено было вернуться к темным корням Бэтмэна, все декорации и общее стилистическое решение картины получились очень мрачными, индустриально-готическими. Чтобы создать на экране зловещий и темный индустриальный мегаполис, дизайнер Антон Фюрст (Anton Furst, знаменитый и суперстильный "бэтмобиль", кстати, тоже его рук дело) "замиксовал" в нем архитектурные элементы из работ таких личностей, как Гауди, Отто Вагнер, Шиа Такаматсу и Луис Сулливан (Gaudi, Otto Wagner, Shia Takamatsu and Louis H. Sullivan). В результате получились давящие своим объемом небоскребы из серого камня, с величественными железными статуями, многоуровневыми конструкциями, дымящими индустриальными трубами и огромными вентиляторами. На экране все это выглядит поистине грандиозно и исключительно зловеще, поэтому неудивительно, что в таком городе оказался самый высокий процент преступлений :) Не добавляет зрителям радости и тот факт, что 90 процентов действия фильма происходит в ночное время, когда длинные тени злодеев особенно зловещи, а развивающийся плащ супергероя особенно эффектен.

Кстати говоря, насчет супергероя. Когда фанаты узнали, что на роль Бэтмэна взяли Майкла Китона, в то время известного в своем комическом амплуа, то случился буквально взрыв народного негодования, вылившийся даже на страницы серьезной аналитической прессы. Фанаты решили, что над ними попросту издеваются, и что киношный Бэтмэн будет комиковать направо и налево. Этого, разумеется, не случилось, и "комичную" часть взял на себя Джокер, которого гениально сыграл "пролетевший над гнездом кукушки" Джек Николсон. По сути дела, участие Николсона перевернуло все представления о киноадаптациях комиксов как легковесном и второсортном кино, в котором серьезным актерам делать нечего. Правда, присутствие на экране Джека влетело продюсерам в копеечку, так как помимо внушительного гонорара и появления своего имени в самом начале титров, Николсон настоял еще на процентах со сборов, получив, в конечном итоге, за эту роль в районе шестидесяти миллионов долларов! Впрочем, это того стоило, и его гениальный перформанс добавил фильму немало очков, переведя картину чуть ли не в разряд "серьезного кино". Имея в актерском составе Николсона, на остальные роли, по большому счету, можно было брать кого угодно, но Тим не был бы Бартоном, если бы не ввел в свой фильм кого-нибудь из "культовых". В данном случае, "культовым" оказался легендарный Джэк Пэлэнс (Jack Palance), сыгравший небольшую роль гангстера Карла Гриссома (Carl Grissom) в своей обычной, эксцентрической манере. Еще из культовых на экране присутствует легендарный британский актер Майкл Гофф, играющий дворецкого Альфреда, ну и кое-кто по мелочи. Что же касается Ким Бэйсингер, то изначально ее в кастинге ленты не было, а роль "девушки Бэтмэна", фотокорреспондентши Вики Вэйл, должна была играть миловидная Шон Янг (Sean Young), которая в первый же съемочный день упала с лошади и сломала ключицу. В результате этого инцидента не только эпизод с лошадьми был убран из сценария, но и Шон Янг пришлось оперативно заменять на Ким, что, впрочем, с моей точки зрения пошло фильму только на пользу.

Пошла ему на пользу и гениальная в своем героизме музыка постоянного композитора Бартона, Дэнни Эльфмана (Danny Elfman), для которого "Бэтмэн" стал первым большим проектом. Боясь не справиться с работой, для оркестровок Дэнни нанял более опытного Стива Бартэка (Steve Bartek), который и довел до ума многие задумки Эльфмана, представив его работу в лучшем для продюсеров свете. Вообще, над каждым аспектом этого фильма отлично поработали настоящие суперпрофессионалы, что видно буквально в каждом кадре - отличная операторская работа, потрясающий дизайн, суперзвук, величественная в своем героизме музыка, впечатляющие трюки и спецэффекты без применения компьютерных технологий! Всего этого удалось добиться слаженной работой сотен профессионалов и грамотным менеджментом проекта, а о том, что этот самый менеджмент был грамотный, говорит форменная истерия, захлестнувшая Штаты еще до выхода фильма. "Бэтмерчандайз" сметали с полок настолько быстро, что его даже не успевали производить, и лишь на продажах "сопутствующих товаров" студия заработала порядка 750 миллионов долларов! Как только в кинотеатрах появился трейлер будущего фильма, огромное число людей покупало билеты на неинтересные им ленты только ради того, чтобы его посмотреть (тоже самое, впрочем, было и перед выходом первого приквела "Star Wars"), а в день премьеры фанаты выстраивались во многокилометровые очереди, чтобы увидеть супергероя на большом экране в числе первых. Однако, за рассказом об истории создания мы отвлеклись от самого фильма, который начинается ...

...с затейливого пролета камеры внутри некой структуры, которая, в конце концов, оказывается стилизованным "Batman logo", после чего идет сцена очередного вооруженного грабежа на криминальных улицах Готэма. Бандитам, впрочем, не удается поделить добычу, потому что на их пути встает зловещая фигура в костюме летучей мыши, и, после короткой схватки, просит передать выжившего, что отныне криминалу в городе пришел конец. Впрочем, со стороны Бэтмэна это было довольно оптимистичным заявлением, потому что вскоре на его пути появляется Джокер, гангстер Джэк Напьер, которого крулатый супергерой скинул в бочку с ядовитыми отходами. Не смотря на этот неприятный факт, Джэк выжил, и окончательно повредился не только лицом, но и умом. Заняв лидирующее положение в криминальном мире города, вечно улыбающийся Джокер задумал превратить весь город в таких же уродов, как он сам, для чего стал подмешивать токсичные ингредиенты в косметические продукты. А после того как Бэтмэн помешал его дьявольскому плану осуществиться, Джокер решил вызвать темного рыцаря на дуэль, попутно присматриваясь к его миловидной подружке, Вики Вэйл...

Что тут можно сказать? Режиссура и уникальное воображение Тима Бартона показали зрителю нового, "готического" Бэтмэна, борющегося с криминалом его же, насильственными, методами. Страдающий дуализмом личности Брюс Вэйн сражается с одним из своих самых серьезных врагов, Джокером, у которого с мозгами проблемы похлеще бэтмэновских, и к тому же нет никаких принципов. Джокер, в гениальном исполнении Джека Николсона, по праву занимает одно из самых почетных мест в пантеоне суперзлодеев всех времен и народов, обладая не только отталкивающим внешним видом, но и дьявольской изобретательностью. Этот фильм, по сути дела, открыл новую эру в киноадаптациях комиксов, избавив их от ореола "несерьезной детскости" и яркой комиксовой "легкости", которая особенно очевидной была в "Супермэне". В отличие от него, "Бэтмэн", это мрачный, в чем-то брутальный и вполне серьезный фильм (хотя и не без фирменного бартоновского юмора), привлекший в кинотеатры не только молодежь, но и более серьезную, взрослую аудиторию, с которой нужно было разговаривать на другом языке. И это в полной мере удалось Бартону, уникальный визуальный стиль которого и серьезный подход к теме сделал "Бэтмэну" феноменальную кассу в 250 миллионов долларов (плюс 160 миллионов за пределами Штатов)! Впрочем, режиссеру пришлось выслушать не только восторженные отклики фанатов, но и упреки в том, что он изменил мифологию персонажа, сделав Джокера убийцей его родителей. Эта "несправедливость", впрочем, была исправлена в последнем на сегодняшний день фильме о Бэтмэне, "Batman Begins" (2005), где родителей будущего борца за справедливость убивает "правильный персонаж" по имени Джо Чилл (Joe Chill).

Как бы там ни было, "Бэтмэн" Тима Бартона получился настоящим прорывом как для режиссера, моментально ставшего сверхпопулярным и востребованным, так и для самого персонажа франшизы, вновь обретенная популярность которого зашкалила за все разумные пределы. Да и вообще, именно после "Бэтмэна" киноадаптации комиксов превратились из "низкого жанра" во вполне респектабельные крупнобюджетные постановки. Разумеется, обновленный Бэтмэн моментально превратился в поп-культ, чему, в частности, поспособствовали песни Принца (Prince), использованные в фильме, ну и оригинальные комиксы Фрэнка Миллера, разумеется, которые и задали изначально "темный" тон всей постановки. "Бэтмэн" Бартона, и его непосредственный сиквел, "Batman Returns" (1992), являются яркими примерами того, что и крупнобюджетные фильмы больших голливудских студий могут быть креативными, нестандартными и вполне себе готически-мрачными, с неоднозначными героями и гротескными злодеями. "Batman" - фильм на все времена и для самой широкой зрительской аудитории, настоящий триумф Тима Бартона, вдохнувшего новую жизнь в "темного рыцаря", который вновь стал действительно темным...