Молодой парень Дуэйн с плетеной корзиной заселяется в дешевый отель в не самом благополучном районе Нью-Йорка, и поначалу не вызывает к себе подозрений, кроме того, что светит перед бомжеватыми обитателями клоповника большой пачкой денег. Однако вскоре его комната начинает привлекать к себе внимание, а в отеле начинают твориться жуткие вещи. И все благодаря содержимому его корзины - жуткому уродливому брату-близнецу Дуэйна, которому палец в зубастый рот не клади, - откусит по локоть. Чем он активно и занимается...

Очевидно, что изначальным источником вдохновения для Фрэнка Хененлоттера стал фильм Ларри Коэна "Оно Живое" (Larry Cohen's "It's Alive", 1974), из которого он взял не только идею про шустрого маленького монстра, но и частично его дизайн. Но лишь частично, потому что все остальное у него свое, намного более психованное и безбашенное, чем у интеллигентного еврея Коэна :) Не имея за плечами ничего, кроме любительских восьмимиллиметровых опусов и одной полулюбительской короткометражки "Slash of the Knife" (1972), снятой им на черно-белые 16 миллиметров, Фрэнк написал сценарий и заразил проектом своего кореша Эдгара Ивинса (Edgar Ievins), который согласился стать продюсером. Но сторонних денег на фильм не нашел, в результате чего Фрэнк стал снимать на имевшиеся у него в заначке восемь тысяч засаленных баксов, сверху которых Эдгар Ивинс положил свои восемь, параллельно продолжая поиски денег с помощью демонстрации потенциальным инвесторам уже отснятого Фрэнком материала. В итоге, окончательный бюджет проекта составил смехотворные даже по тем временам 35 тысяч долларов, а снимался фильм на цветные 16 миллиметров без малого год с большими перерывами, хотя в смонтированном фильме этого не видно.

Но, разумеется, в нем хорошо видна его "зернистая низкобюджетность", которая сквозит буквально изо всех щелей, и особенно заметна на нескольких халтурно сделанных stop-motion кадрах и откровенно резиновом монстре, неуклюжесть которого не получалось скрыть даже с помощью расхожих для таких случаев трюков. Ну а что вы хотели, когда бюджет на ВСЕ спецэффекты составил всего около тысячи долларов, в результате чего изначально работавший над ними Кевин Хейни (Kevin Haney) вынужден был бросить свою работу на середине и отправиться на другой проект с реальным бюджетом, чтобы хоть как-то прокормить семью. Доделывал гротескный кровавый грим и резинового монстра за него и за оставшиеся пятьсот баксов Джон Каглионе младший (John Caglione Jr.), сделавший, впоследствии, блестящую карьеру и получивший в 1991-м году Оскара за Дика Трейси ("Dick Tracy", 1990). Как, впрочем, и "уволившийся" Кевин Хейни, получивший Оскара на год раньше Джона за картину "Водитель Мисс Дэйзи" ("Driving Miss Daisy", 1989).

Не имея возможности нанимать "настоящих актеров", Фрэнк обратился к своей хорошей подруге, которая подогнала ему "начинающих" молодых людей, ходивших на актерские курсы. Их он поставил на главные роли, а для массовки взял кого ни попадя, в результате чего актерская игра в его фильме варьируется от неплохой до хреновой, хотя в большинстве случаев откровенной халтуры мы на экране не видим, и "средняя температура по больнице", в плане актерства, вполне себе сносная. Тут Фрэнку, на самом деле, повезло, потому что исполнитель главной роли Кевин Ван Хентенрик отлично вписался в образ застенчивого и неуверенного в себе молодого парня с "темной стороной", которую он в самом прямом смысле слова постоянно носит в руках. Да и "поддерживающие" его персонажа роли тоже исполнены недурно, и тут в основном "звездят" двое - усатый итальяшка Роберт Вогель в образе колоритного менеджера отеля, и темнокожая Беверли Боннер в образе раскованной проститутки, соседки Дуэйна. Она, кстати, стала своеобразным талисманом Фрэнка и появилась впоследствии во всех его лентах.

Называя себя "exploitation filmmaker" и не желая вписываться в прокрустово ложе расхожих хоррор штампов, в дебютном фильме Фрэнк заложил основы своего безбашенного стиля, которые раскроются во всей красе лишь в конце восьмидесятых с выходом его следующих проектов "Brain Damage" (1988) и "Frankenhooker" (1990). Его поздние ленты будут откровенными хоррор-комедиями, в то время как в дебюте очевидно комедийных моментов очень мало, или они не столь ярко выражены, в то время как хоррор элементы, наоборот, заметно доминируют. И местами в ленте есть реально очень жуткие моменты, работающие благодаря комбинации гротескного уродства монстра и издаваемых им нечеловеческих звуков. Но есть в ней, разумеется, и явные проколы, когда вроде бы как должные быть страшными моменты не работают по причине откровенной резиновости "монстр-изделия" :) Зато благодаря этой самой резиновости работают некоторые комедийные эпизоды, снятые настолько очевидно преувеличенно и безбашенно кроваво, что даже самый последний поборник морали поймет, что авторы пытаются его не напугать, а рассмешить.

Этого, впрочем, не поняли изначальные дистрибьюторы ленты в лице Analysis Film Releasing Corporation, которые решили прокатывать ее в грайндхаус кинотеатрах как "чистую комедию", вырезав из фильма ВСЕ кровавые моменты напрочь. В таком искромсанном виде, разумеется, картина абсолютно не сработала, и денег недальновидным прокатчикам не принесла. Но хитроумный Фрэнк сделал "ход конем" и предложил свой непорезанный "режиссерский" вариант известному и популярному в то время "b-movies критику" Джо Бобу Бригсу (Joe Bob Briggs, настоящее имя John Irving Bloom), который поставил ее в прокат у себя в драйв-ине. Где фильм стал неожиданным хитом, что, разумеется, заметили первоначальные прокатчики, по-тихому вернувшие картину на экраны уже в нормальной, непорезанной копии. И тут она, о чудо, "выстрелила", собрав немало денег как в прокате, так и впоследствии на видео, где быстро стала культовой, превратив Фрэнка из никому не известного усатого чувака в культового режиссера :) Который изначально даже не надеялся на то, что снятый им "по фану" за копейки фильм вообще кто-нибудь увидит, не говоря уже о том, что он станет приносящей деньги кинофраншизой.

Его название, кстати, у нас, как всегда, перевели "креативно". Нет, конечно, "Существо в Корзине" тоже неплохо, и отражает, в общем, содержание ленты, но настоящая фишка названия в другом. Дело в том, что "basket case" в американском английском, - это устоявшееся выражение, идиома, которая имеет несколько значений, обычно грубых. Первое из них - "ненормальный, псих", что вполне подходит для описания как главного героя, так и, особенно, его деформированного братца, а второе - "никчемный человек", или если совсем уж грубить, - то "человек, которому ампутировали руки и ноги", что тоже, как вы понимаете, явно намекает на монстра. А еще "Basket Case" можно перевести как "Дело о Корзине", в смысле полицейское расследование о человеке с корзиной, что тоже вполне применимо к сюжету фильма, название которого, как вы видите, является многоликой игрой слов - как хочешь, так и переводи :)

Посмотреть дебютную ленту одного из самых креативных и безбашенных exploitation режиссеров Америки необходимо всем без исключения любителям культа, потому что в ней можно не только увидеть становление Фрэнка как сценариста и режиссера, но и начало сделавшей его знаменитым культовой франшизы.