Одинокая мать с проблемным ребенком за копейки работает в богадельне и в одиночку пытается воспитывать гиперактивного сына, который однажды попросил ее почитать ему на ночь книжку про мистера Бабадука. Книжка эта оказалась довольно странной и рассказывала про чудовище в "смешном цилиндре", которое, прежде чем войти к кому-то в дом, сначала постучится. И вскоре к ним действительно постучались...

Этот странный гибрид паранормального хоррора и социальной драмы сняла разочаровавшаяся в профессии бывшая телевизионная актриса Дженнифер Кент, в основном на деньги австралийского фонда кино, ну и еще чутка ($30,071) ей удалось собрать на модном нынче Кикстартере. Поднабравшись режиссерского опыта у самого Фон Триера на съемках его "Догвиля" (Lars von Trier, "Dogville", 2003), куда она напросилась к нему ассистентом, Дженнифер сняла свой первый фильм в 2005-м. Назывался он "Monster", был черно-белым и шел всего десять минут, но именно из этой короткометражки и вырос потом "Бабадук", ставший ее полнометражным дебютом. От которого все критики почти как один обоссались кипятком, и который получил на многочисленных фестивалях мегатонны наград и номинаций, - по 22!. Конечно, фильм очень неплох, но я совсем не понимаю, как он умудрился получить ТАКОЙ резонанс.

Ведь, по сути, ничего революционного или запредельно креативного в нем нет. Да, оба главных актера, особенно институтская подружка режиссера Эсси Дэйвис, играют отлично. Да, фильм снят в явно видном "олдскульном" ключе, на который даются вполне очевидные отсылки. Да, идея с новым монстром и ее реализация весьма неплохи. Но фильм, при этом, совсем не без изъянов, и финальное противостояние с Бабадуком, например, неоправданно затянуто, а попытка смешать социальную драму и паранормальный хоррор, хотя и интересна сама по себе, но не везде работает. Потому что вдумчивому зрителю будут абсолютно очевидны все метафоры Дженнифер и не будет понятна хоррор составляющая, а поклонникам хоррора, наоборот, будет не хватать реального хоррора и, скорее всего, они будут раздражены социальной драмой, которую прочувствовать сполна могут лишь женщины.

Конечно, быть одинокой матерью непросто, и об этом нужно снимать кино, но зачем пытаться обернуть его в жанровую форму? Особенно, если ты не владеешь всеми приемами жанра. Потому что с драмой Дженнифер Кент справилась очень хорошо, а вот, собственно, с хоррором, не очень. В картине есть, конечно, парочка довольно эффектных и относительно жутких моментов, но в большинстве своем напугать зрителя у Дженнифер не получается, а откровенно затянутый третий акт снижает градус напряжения, довольно долго подводя нас к ожидаемо амбивалентному финалу. Разумеется, относительный негатив никак не перевешивает явные достоинства ленты, но и ссать от нее кипятком у меня, например, не получается :) В отличие от большинства других критиков и фестивальных жюри.

Однако высокие рейтинги на Rotten Tomatoes и Metacritic, вкупе с фестивальными призами, еще не гарантируют коммерческий успех, который, в общем то, и является основным мерилом успешности ЖАНРОВОЙ ленты. А на этом фронте "Бабадук" ничем особенным похвастаться не может. При бюджете в два миллиона американских долларов в Америке картина собрала всего девятьсот тысяч, правда, в ограниченном 80-ю экранами прокате. В остальном же мире фильм собрал почти четыре миллиона, прокатываясь, в частности, в таких экзотических странах как Кувейт и Камбоджа (не видел там, кстати, ни одного кинотеатра :)), и основные деньги заработает уже на видео. Чему помогут, разумеется, отличные рецензии и куча призов, которые так и просятся на обложку диска... ;)

"Бабадук", из-за своей социально драматической составляющей, наверняка понравится одиноким матерям и женщинам среднего возраста, в то время как чисто жанровая аудитория его по достоинству, мне кажется, не оценит. В любом случае, фильм стоящий, и посмотреть его нужно, просто шедевра не ждите, а мальчик многих может раздражать... ;)