После успеха своего dark fantasy "found footage" проекта "Trolljegeren" (a.k.a. "Trollhunter" - "Охотник на Троллей", 2010), который не только собрал в международном прокате вполне прилично для норвежского фильма, более четырех миллионов долларов, но и заработал огромное количество призов и номинаций на различных фестивалях, режиссер Андре Овредаль решил замахнуться на "настоящий хоррор", для чего попросил своих агентов найти ему подходящий сценарий. И уже буквально через месяц на его стол легли страницы "Вскрытия", которое постоянно фигурировало в "черном списке" Голливуда - ежегодно публикуемом перечне "самых понравившихся" кинопрофессионалам, но еще не поставленных сценариев. Поняв, что это материал для него, Андре снял по нему свой первый англоязычный фильм, который еще больше укрепил его статус "восходящей жанровой звезды".
   В небольшом американском городке в подвале дома, где произошло жуткое преступление, полицейские находят труп неизвестной девушки и отправляют его в местный морг на патологоанатомическую экспертизу. Проводит которую "семейный подряд" опытного отца и его молодого ассистента-сына, которому лишь предстоит познать все тонкости профессии. Однако вскоре даже умудренный жизнью отец пасует перед открывшимися перед ними, в буквальном смысле слова, загадками тела "Джейн До", как называют в Штатах любой неопознанный женский труп. А потом в морге и вовсе начинает твориться необъяснимая чертовщина...
   Явно вдохновляясь неторопливыми классическими хоррорами прошлого, Андре Овредаль мастерски распутывает перед нашими глазами сюжет этой ленты как пазл, который вместе с главными героями должны разгадать и зрители. А уж поверьте мне, в нем есть что разгадывать, и чем больше вы смотрите фильм, тем интересней и "жутче" он становится. При этом жуть нагоняется не только грамотной работой "с атмосферой" и классическими кинотрюками, но и мистической подоплекой всей этой жуткой истории, которая потихоньку начинает проникать под кожу зрителя почти в буквальном смысле. Сначала вам становится интересно, потом неуютно, а потом и реально страшно, причем страх этот достигается не банальными резкими "jump scare пугалками", а постепенным нагнетанием мистического саспенса, когда начинает уже больше работать ваше собственное воображение, а не картинки на экране. "Картинки", впрочем, тоже очень хорошо работают, по поводу чего надо сказать особое спасибо немецкому оператору Роману Осину (Roman Osin), который сумел снять картину одновременно и "в лучших традициях", и современно.
   В чем ему, несомненно, помогли инструкции очевидно талантливого режиссера и бесподобно подобранная музыка, которая по ходу фильма трансформируется из красиво-меланхоличной в мистически-тревожную, а потом и вовсе в напряженную зубодробительно-пугающую. Под стать музыке и замечательное звуковое оформление ленты, в которой каждый звук и каждый шорох не только имеет значение, но и еще идеально выверен. Как идеально выверен здесь кастинг, имеющий ОЧЕНЬ большое значение в камерных постановках, которой этот фильм безусловно является, ибо все его действие происходит в относительно небольшом подвальном помещении морга. Актерский дуэт известного шотландского актера Брайана Кокса и молодого американца Эмиля Хирша, выбившегося в начале "нулевых" из "телевизора" в большое кино, подходит картине идеально, составляя, по сути, ее основной костяк. Их "экранная химия" отлично работает, и во время просмотра зритель действительно верит, что на экране отец и сын, настолько идеально и местами даже проникновенно сыграли актеры свои роли. Но идеально сыграла свою простую, на взгляд обывателя, но на самом деле весьма непростую роль трупа и Олвен Катрин Келли, которая практически во всех эпизодах фильма "с нами", отчего ее аутопсия смотрится еще более сюрреалистично. Естественно, актрисе в этом сильно помогли гримеры и кудесники по спецэффектам, которые сработали тут, надо сказать, действительно на все сто, поэтому если вы особенно чувствительны к максимально реалистичным физиологическим подробностям вскрытия, то я бы не советовал вам смотреть этот местами сверхнатуралистичный фильм.
   Который не только собрал в мировом прокате около шести миллионов долларов, но и был еще обласкан критикой, почти единодушно выставившей ленте максимальные оценки. Не обделили "Вскрытие" и фестивальными призами с номинациями, которых у нее аж четырнадцать, а режиссер после ее выхода может и не "проснулся знаменитым", но очень сильно укрепил свои "жанровые позиции", получив в Голливуде статус "восходящей звезды" и множество разнообразных предложений. Я не могу назвать "Вскрытие Джейн До" шедевром, но местами он реально близок к этому, поэтому ознакомиться с этой яркой лентой я рекомендую абсолютно всем категориям зрителей, кроме тех, кого воротит от натуралистичных физиологических подробностей. Поверьте мне, эта картина никого не оставит равнодушным и запомнится вам надолго.