Мало кто знает, но задолго до появления ужасающего в своем непроходимом дебилизме фильма Уве Болла (Uwe Boll), и даже задолго до появления "экранизированной" доктором компьютерной игры "Alone In The Dark", был скромный фильм молодого режиссера-самоучки Джэка Шолдера. Джэк, никогда не обучавшийся в киноинститутах, но сгоравший от желания снимать, подрабатывал монтажером трейлеров у независимого дистрибьютора New Line Cinema, под чутким руководством Роберта Шея (Robert Shaye). В начале восьмидесятых его компания впервые столкнулась с нехваткой качественного продукта для дистрибуции, и Роберт как-то раз обмолвился, что неплохо было бы самим производить низкобюджетное жанровое кино. Услышавший про это Джек подсуетился, и предложил боссу (поначалу, в шутку) снять фильм про сбежавших из психушки маньяков, схлестнувшихся в Нью-Йорке с итальянской мафией. Шею эта идея приглянулась, и он заказал Джэку тритмент, предупредив, что снимать в большом городе будет дорого, и действие нужно перенести в провинцию. Таким вот нехитрым образом и родилась история про...

Доктора Поттера, недавно переведенного в психиатрическую клинику Лео Бэйна, практиковавшего довольно необычные методы лечения. Впрочем, помимо "тихих" пациентов, на третьем этаже клиники содержались и особо опасные маньяки, решившие, что новый доктор убил их прежнего любимчика, чтобы занять его место. Под предводительством вьетнамского ветерана Фрэнка, четыре особо опасных психа решили отомстить Дэну Поттеру за "смерть" своего любимца, и вскоре им подвернулся отличный шанс для реализации задуманного - отключение электричества, на котором работала вся система безопасности. Выбравшись на свободу, маньяки вооружились ножами, арбалетами и битами, и с таким вот арсеналом отправились "на адрес" нового доктора...

Для своего времени это был довольно необычный фильм. Только-только начал расцветать пышным цветом жанр слэшера, подстегнутый успехом сериалов "Halloween" и "Пятница 13-е" ("Friday the 13th"), в которых была вполне четкая, "классическая" структура, с бегающими от маньяков тинэйджерами и неуязвимыми убийцами в масках. В этом же фильме маньяками были вполне приземленные психи, неплохо убивавшие без масок, а их жертвами стали не безмозглые тинэйджеры (хотя без "сладкой парочки" и тут не обошлось ;)), а обычные, взрослые люди, и члены семьи интеллигентного доктора. Необычным был и тот факт, что в этом фильме действовал не один маньяк-убийца, а сразу четверо, и каждому из них досталось как минимум по одной жертве! Не обошлось в картине и без черного юмора, местами переросшего в откровенную сатиру на психиатрию и психиатров, хотя в общем и целом тон фильма довольно серьезный.

Серьезности и качества ему добавляет великолепная игра известных и прославленных актеров под предводительством сумасшедшего пьянчуги и будущего оскароносца Джека Пэлэнса, и Дональда Плезенса, особенно известного тогдашним зрителям в образе доктора Лумиса (Dr. Sam Loomis) из "Халловина". Безумно хорош в своей роли "проповедника"-убийцы с жуткой улыбкой и другой будущий оскароносец, Мартин Ландау, да и Эрланд Ван Лид (Erland van Lidth), играющий толстого психа Рональда Элстера, через пять лет войдет в историю как распевающий оперы убийца "Динамо", из "Бегущего Человека" ("The Running Man", 1987) с Арнольдом Шварценеггером. Помимо столь известных персонажей, в картине засветились и другие интересные личности. К примеру, родная сестричка Роберта Шея, Линн (Lin Shaye), будущая звезда "Все Без Ума от Мэри" ("There's Something About Mary", 1998), "2001 Маньяков" ("2001 Maniacs", 2005), и кучи других известных и не очень лент (в ее активе сейчас уже более ста ролей!). Известная в то время рекламная модель, а ныне преуспевающая владелица элитного риэлтерского агентства, Кэрол Леви (Carol Levy), исполнила роль развратной няньки Банки (Bunky), посвятив, при этом, немного сиськами. Получили свои "пять минут славы" и нью-йоркские панк-рокеры "The Sic F*cks", в одном из эпизодов фильма угарно исполняющие суперхит "Chop Up Your Mother" :) Кстати говоря, в их составе были отвязные сестрички Белломо (Tish и Snooky Bellomo), основатели известной в Америке сети "панк/готик бутиков" и популярной линии "альтернативной" косметики "Manic Panic".

Впрочем, эта лента интересна не только участием вышеперечисленных людей и отличной игрой всех без исключения актеров, но и замечательной (особенно для дебютанта-самоучки) режиссурой Джэка Шолдера, будущего постановщика второй части "Кошмаров На Улице Вязов" и второго же "Вишмастера" ("Wishmaster 2: Evil Never Dies", 1999), эффектной кинематографией Джозефа Мангина (Joseph Mangine), и немногочисленными, но впечатляющими убийствами. Кстати говоря, в эпизоде, когда маньяки выбирают себе оружие для убийства, один из них напяливает хоккейную маску, сделавшую Джейсона Вурхиса (Jason Voorhees) из "Пятницы 13-е" жанровой иконой. Многие считают это простым подколом слэшер-сериала, но немногие знают о том, что знаменитая маска Джейсона становится его основной фишкой лишь в третьей части "Пятницы", вышедшей на несколько месяцев раньше "Одного в Темноте". НО СНЯТ "Alone in the Dark" был РАНЬШЕ третьей части "Пятницы", и в нем, кстати говоря, в качестве одного из докторов клиники засветился исполнитель "роли" Джейсона во втором фильме, Стив Даскавиз (Steve Daskawisz). Разумеется, ничего страшного в картине нет, но многие сцены, особенно под конец, ближе к "основной разборке", довольно сильно впечатляют и качеством актерской игры, и грамотностью их реализации. А один из эпизодов этого фильма вообще один в один скопирован в молодежном слэшере 2001-го года, "Valentine"...

Благодаря своей относительной "нестандартности", в конце 1982-го года особых денег этот фильм в прокате не собрал, но и не провалился, что сподвигло Джэка Шолдера на продолжение своей карьеры режиссера и сценариста, в основном на телевидении. Являясь фильмом умным, что для слэшер-жанра вообще большая редкость, "Один В Темноте" особенно понравится зрителю интеллектуально развитому и открытому, в то время как "консервативные поклонники слэшеров" врядли в полном объеме получат то, что ожидают от фильма про психованных убийц. По сравнению с кретинским убожеством доктора Болла, этот фильм смотрится как гениальный шедевр, да и вообще, именно он является оригинальным "Одним в Темноте", и хотя бы только ради этого его уже стоит посмотреть. Ну а приятный бонус заключается в том, что лента действительно отличная! :)