После отличных первых двух частей трехсерийной кино-TV-саги о приключениях Николая Васильевича Гоголя на хуторе близ Диканьки, которые стали лучшими за последнее время жанровыми российскими фильмами, я ожидал не менее грандиозного финала. Но жестоко "обломался", ибо заключительную серию наши кинематографисты позорно "слили"...
    В конце второй части Николая Васильевича нашли в разрушенной церкви после схватки с Вием бездыханным, и решили закопать его "по тихому", чтобы не будоражить толпу, которая должна была прийти на кладбище хоронить убитых в амбаре девушек, за гибель которых, по мнению местного полицейского начальника Бинха, ответственен был именно Гоголь. Однако "усопший" неожиданно очнулся в гробу, и поверг местных казаков в шок, с трудом выбравшись из свежей могилы. Стоя на своей версии о том, что Гоголь является пособником Темного Всадника, чутка отошедшего от летаргии писателя Бинх арестовал и запер в полицейском участке в клетку. Куда ночью ворвалась разъяренная толпа местных жителей с желанием линчевать "вурдалака". И его бы линчевали, если бы не неожиданное появление "погибшего" в первой части Якова Петровича Гуро с многозарядным пистолетом, который, как оказалось, все время своей "смерти" наблюдал за происходящими в деревне событиями, вычисляя реального убийцу. На след которого, независимо от Якова Петровича, вышел и Гоголь, отправившийся вместе со своим "воскресшим" ментором и Бинхом на "финальную разборку", во время которой мужчин ждало немало сюрпризов...
   Сюрпризы, впрочем, ждут и зрителей, причем не очень хорошие. Начать, пожалуй, стоит с того, что у третьей части напрочь отсутствует динамика, которая была у первых двух лент. При этом формально все то же самое - картина разбита на две главы, "Логово зверя" и, собственно, "Страшная месть", но разницы в них особой нету, потому что по сути они рассказывают, причем довольно скомкано, одну историю. С которой тоже большие проблемы. Во-первых - в ней есть куча откровенных и очевидных для любого зрителя неувязок. Во-вторых - никакого отношения к одноименной повести Гоголя, входящей в его дебютный сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", в ней нет, кроме ну ОЧЕНЬ поверхностных и СОВСЕМ отдаленных мотивов. Что резко контрастирует с предыдущими фильмами, в которых повести Гоголя были вполне узнаваемы и очень грамотно переработаны таким образом, чтобы "красной нитью", причем в буквальном, зачастую, смысле ;), вплести в них новую сюжетную канву с расследованием преступлений Всадника. Здесь же авторы позволили себя уже откровенную отсебятину с огромным количеством "финальных твистов", которые в итоге нивелируют само понятие "финального твиста" и смотрятся высосанными из пальца. Ведь неожиданные повороты сюжета работают лишь один, ну максимум два раза за фильм, а тут их напихали в третий акт такое количество, что они случаются буквально каждые пять минут экранного времени! А это уже не только не удивляет зрителя, но через довольно непродолжительное время начинает утомлять.
   Как утомляет весьма невнятная "бэкстори" Всадника, показанная урывками между "текущих событий", в которых почти нет экшена, а тот, что есть, по сравнению с предыдущими частями довольно слабый. Такое впечатление, что все творческие силы создатели сериала растратили на первых двух частях, а к третьей уже "выгорели", доделывая ленту "на автомате" и "потому что надо". Нет, господа хорошие, ТАКОГО нам не надо, и подняв творческую планку "Началом" и "Вием" на очень серьезную высоту, на "Страшной Мести" вы ее с треском обвалили, закончив сериал на откровенно балаганной (!!!) ноте, которая буквально нивелирует все достижения предыдущих фильмов. Такой действительно позорной концовки лично я никак не ожидал, и был, прямо скажем, в легком шоке, когда ее увидел. При этом чисто технически фильм держит планку, она упала с плеч создателей лишь в творческом аспекте.
   И очень жаль, потому что у Егора Баранова были все шансы сделать реально культовый отечественный "мистик-хоррор-экшен" сериал по мотивам произведений великого классика, и в первых двух частях ему это действительно удалось. Но так как сериал является единым целым, то его третья часть вероломно подпортила впечатление обо всем проекте, который, тем не менее, все равно получился ярким. Но с откровенно проваленной и нелепой цирковой концовкой, блин! :( Ну как так можно? ...